Программа внеурочных занятий по физике

26-27 сентября 2017 года ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» (Ссылка на все издания академии  -http://new.asou-mo.ru/index.php/ru/izdaniya-asou  , ссылка на сборник №2  http://new.asou-mo.ru/images/Izdaniya/%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA_2_2017.pdf)  провела IV-ю Международную научно-практическую интернет- конференцию «Непрерывное образование специалистов в современных условиях: новый дизайн». В рамках программы конференции 27 сентября с 13.00 до 16.30 состоялась межрегиональная научно-практическая интернет-конференция «Внеурочная деятельность по естественнонаучным предметам в современных условиях: новые подходы и формы». В работе конференции приняли участие ученые из Польши, Германии, Индонезии, Венгрии и регионов РФ. По итогам конференции статьи, рекомендованные оргкомитетом, изданы в ежеквартальном многотематическом электронном издании «Конференциум АСОУ» с индексированием статей в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ).   Моя статья принята редакцией и  опубликована в рамках материалов этой конференции. Полностью текст программы высылаю по вашей просьбе.

УДК 379.8

 

ФЕЙЕРВЕРК ФИЗИЧЕСКИХ ОПЫТОВ

 

Голева Н.Л.,

 

 учитель физики высшей категории,

 

МБОУ «Школа №27»,

 

Россия, г. Балашиха

 

Е-mail: nadeg07@mail.ru

 

 

 

Аннотация. В этой статье описаны способы организации внеурочной деятельности по физике для 7, 8, 9 классов ( из опыта работы)

 

Abstract. This article describes ways of organizing extracurricular activities for physics for 7, 8, 9 classes ( from experience)

 

Ключевые слова: внеурочная деятельность; проекты; программа внеурочных занятий

 

Keywords: extracurricular activities; projects; program extracurricular

 

 

 

Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, позволяющая реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта в полной мере.

 

Направления и виды внеурочной деятельности определяются в соответствии с основной образовательной программой школы.

 

В этой статье представлены два проекта, которые можно использовать во внеурочной работе с детьми разного возраста.

 

Знакомство с физикой в нашей школе начинается уже на уровне начального общего образования, когда дети с большим интересом и воодушевлением воспринимают все новое.

 

В 2013 году  был запущен проект «Фейерверк физических опытов», в рамках которого проходят встречи старшеклассников с малышами 2- 4 классов.

 

Работа в проекте идет по нескольким направлениям:

 

1.      подготовка старшеклассниками демонстрационных экспериментов;

 

2.      разработка методики постановки каждого опыта;

 

3.      обучение старшеклассников выполнению демонстрационных экспериментов, причем у каждого участника свое направление и своя серия опытов;

 

4.      обучение старшеклассников выполнению экспериментов, которые под их руководством выполняют младшие школьники.

 

Старшеклассники учатся:

 

·         держаться перед аудиторией и держать аудиторию, причем аудиторию детскую, с неустойчивым вниманием;

 

·         четко и последовательно излагать свои мысли;

 

·         побуждать детей своими вопросами к активной мыслительной деятельности;

 

·         слушать ответы и комментировать их.

 

То есть учатся работать с детьми в интерактивном режиме.

 

Для того, чтобы эту деятельность осуществлять, каждый ученик должен предварительно глубоко и детально проработать свою тему и все другие по принципу взаимозаменяемости.

 

В результате реализации этого проекта была разработана программа внеурочных занятий по физике «Фейерверк физических опытов».

 

Эта программа ориентирована на старших подростков и предназначена для организации внеурочной деятельности с группой школьников  8, 9 или 10 классов. Предусмотренные данной программой занятия могут проводиться в смешанных группах, состоящих из учеников разных классов и параллелей.

 

Программа рассчитана на 34 ч и предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 ч в неделю), так и неравномерное их распределение с возможностью организовывать занятия блоками по 2-3 часа для проведения выступлений.

 

Программа состоит из двух основных разделов. В первом разделе  планируется осуществление подготовки школьников к проведению занятий  с учениками младших классов  в форме физического «Фейерверка опытов», во втором разделе – проведение «Фейерверка опытов» для разной аудитории:

 

Можно подобрать и другие направления, с другими опытами, но каждый раз с каждым участником идет прослушивание его выступления, отслеживается методика проведения опыта, отрабатываются жесты и мимика. Зато потом эту готовую программу можно запускать где и когда угодно, в том числе на первом уроке физики в 7 классе.

 

Такие занятия воспринимаются детьми с восторгом. И этот эмоциональный всплеск рождает  интерес к изучению предмета.

 

Важно уловить эту внутреннюю потребность детей реализоваться на уровне своих способностей и предоставить им эту возможность.

 

И когда эти дети придут на уроки физики, в этот кабинет, начинается новый проект.

 

Он называется «Формула зонта»

 

Зонт необыкновенный – с формулами и светодиодами по краям, которые моргают в разных режимах. Он и стал логотипом проекта.

 

Почему зонт? Да просто потому, что физика – труднейший предмет! Детям было сказано, что зонт – волшебный. Кто под ним постоит, становится еще умнее. А чтобы попасть под этот зонт, надо в чем-нибудь физическом отличиться. И тогда все пришли на внеурочные занятия.

 

Некоторые занятия проводятся в форме исследовательских проектов по следующей схеме:

 

1.      Тема исследования

 

2.      Цель исследования

 

3.      План (задачи) исследования

 

4.      Оборудование, необходимое для исследования

 

5.      Ход исследования

 

6.      Результаты

 

7.      Анализ результатов

 

8.      Вывод

 

Как правило, все этапы проекта письменно не фиксируются, это утомительно и снижает интерес к занятиям. Но формулировать и записывать результаты исследования, давать им  объяснение устно и письменно необходимо.  Эта часть работы самая трудная и для детей, и для учителя. Но именно благодаря напряженным мыслительным операциям качественно меняется тип мышления от конкретно-образного к абстрактно- логическому, а в дальнейшем к теоретическому.

 

Задача учителя так управлять этим процессом, чтобы обучение для ребенка становилось радостным и победным.

 

В результате реализации этого проекта была разработана  программа внеурочных занятий по физике для учеников 7 класса.

 

Программа занятий согласована с программой для 7 класса авторов А.В. Пёрышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник, опубликованной в сборнике А.В. Пёрышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник . Рабочие программы.Физика 7-9 –М., Дрофа, 2015

 

Программа рассчитана на 34 ч и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 ч в неделю).

 

Программа состоит из пяти разделов, каждый из которых предполагает организацию внеурочной деятельности семиклассников в различных формах.

 

Программу можно посмотреть в приложении.

 

 

 

Список использованных источников

 

1.      Григорьев Д.В, Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.- М.: Просвещение, 2011

 

2.      Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М.: Просвещение, 2011

 

3.      Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

 

4.      Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

 

5.      Физика. 7—9 классы : рабочие программы / сост.Е. Н. Тихонова. — 5-е изд., перераб. — М. : Дрофа, 2015

 

Приложение

 

к статье «Фейерверк физических опытов»

 

Программа внеурочных занятий по физике «Фейерверк физических опытов»

 

Пояснительная записка

 

Данная программа ориентирована на старших подростков и предназначена для организации внеурочной деятельности с группой школьников  8, 9 или 10 классов. Предусмотренные данной программой занятия могут проводиться в смешанных группах, состоящих из учеников разных классов и параллелей.

 

Программа рассчитана на 34 ч и предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 ч в неделю), так и неравномерное их распределение с возможностью организовывать занятия блоками по 2-3 часа для проведения выступлений.

 

 Программа состоит из двух основных разделов. В первом разделе  планируется осуществление подготовки школьников к проведению занятий  с учениками младших классов  в форме физического «Фейерверка опытов», во втором разделе – проведение «Фейерверка опытов» для разной аудитории: выступления перед младшими школьниками (1—4 классы), младшими подростками (5—6 классы), перед учениками 7-х классов, перед родителями.

 

Цель программы:

 

·         способствовать формированию потребности школьников к участию в социально-значимых практиках;

 

·          создание условий для развития значимых позитивных качеств личности;

 

·          создание условий для реализации творческой и познавательной активности школьников в различных видах деятельности;

 

·          участие в содержательном досуге.

 

Основные разделы программы

 

Название раздела

Общее

количество часов

Часы

аудиторных

занятий

Часы

внеаудиторных

активных

занятий

1

Вводное занятие

1

1

 

I раздел: подготовка к проведению «Фейерверка опытов»

2

Атмосферное давление

5

5

 

3

Поверхностное натяжение

5

5

 

4

Тепловые явления

5

5

 

5

Электростатика

3

3

 

6

Звуковые явления

4

4

 

II раздел «Фейерверк опытов»

7

Выступления перед младшими школьниками (1—4 классы), младшими подростками (5—6 классы), перед учениками 7-х классов.

10

 

10

8

Заключительное занятие

1

1

 

Всего

34

24

10

 

 

 

Участники проекта - ученики 10а класса- организовали квест для младших школьников и их мам.